31-й Sapporo International Ski Marathon — 2011

Подготовка к поездке

Подготовка к лыжному марафону в Саппоро началась с предложения Юрия Халимуллина после нашей поездки в Норвегию на 73-й Birkebeinerrennet. Ведь согласно положению WL один из 10 марафонов должен быть пройден за океаном.

И я принял решение слетать в Японию на лыжный марафон, побывать в Токио и сделать восхождение на гору Фудзи. Фудзияма (по-японски Фудзисан — Священная гора, высота 3776 м) — самая высокая гора Японии — по праву считается самым красивым вулканом в мире. В Японии Фудзи почитается как святыня.

Наша группа состояла из лыжников-альпинистов (Андрей Петров, Владимир Лавриненко, Вячеслав Одоховский, Андрей Читнев) собиралась не только участвовать в лыжном марафоне, но и сделать восхождение на гору Фудзи с остановкой в Токио. К этой компании решил присоединиться и я.

Подготовка к поездке началась, тренировочный процесс шел как обычно, но с альпинистским снаряжением у меня были проблемы: его нужно было частично приобрести, а спальный мешок и кошки для восхождения взять напрокат.

Авиабилеты авиакомпании Etihad Airways были куплены в октябре 2010 г. Перелет Москва — Абу-Даби — Нагоя — Саппоро (туда), Токио — Абу-Даби — Москва (обратно). Оформлением визы и бронированием гостиницы занималась Легезо Любовь Владимировна. Вся информация о поездке в Саппоро была собрана через сахалинских лыжников, они подсказали, как найти недорогой вариант проживания в Саппоро. Японская виза была получена, осталось только взлететь и стартовать в лыжном марафоне.

Перелет. Саппоро

В аэропорту Домодедово нас собралось девять человек. С нами были Борисов Валентин, Александров Лев, Буданов Александр, Халимуллин Юрий и четверо альпинистов вместе со мной. Наш самолет взял курс на Саппоро. Перелет до Абу-Даби и пересадка до Нагоя, но наш самолет заполнился и полетел в Пекин. В аэропорту Пекина мы ожидали взлета до Нагоя (в самолете нас было 15 человек). В Нагоя нас встретили работники авиакомпании, разделили на две группы: первую группу распределили на ближайший рейс до Саппоро. Вторая осталась в аэропорту, разместилась в гостинице аэропорта и вылетела утром следующего дня.

Самолет приземлился в Саппоро в позднее время, когда пункт обмена валюты уже был закрыт. Сели в автобус, доехали до центра Саппоро, нашли по адресу нашу гостиницу. Поначалу я еще не мог ощутить, что нахожусь в Японии, так как дорога была очень долгой.

В гостинице мы разместились в двухместном номере с кухней. В номер поставили еще одну кровать. Попытались приготовить еду на электроплитке, но включив ее, не могли понять, почему она не работает. Оказалось, что, пока на нее не поставишь кастрюлю, она не включается.

Саппоро (1,8 млн жителей) является одним из крупнейших городов Японии, это транспортный, политический и экономический центр самого северного острова Японии — Хоккайдо. Здесь проходили XI Зимние Олимпийские игры (1972), Зимние Азиатские Игры (1986, 1990), Зимняя Универсиада (1991), отборочные игры Кубка мира по футболу (2002), Чемпионат мира по лыжным видам спорта (2007) и другие многочисленные мероприятия международного уровня.

После завтрака мы поехали на метро на стадион «Sapporo Dome» на трассу лыжного марафона. Во время катания мимо нас пробежала лиса, мы успели сфотографировать этот момент. После небольшой разминки в раздевалке мы встретили наших соотечественников из Санкт-Петербурга.

Зашли в супермаркет, купили икры, пиво Sapporo и на метро поехали в гостиницу. В это время проходил «Саппоро Юки Мацури» — международный снежный фестиваль, в котором участвовало около 2 млн человек как из Японии, так и из зарубежья. В трех районах города — Одори, Макоманай и Сусукино — были построены разные композиции изо льда и снега, всего около 300 фигур. Удивительно, что в центре города тротуар был с подогревом и снега не было совсем, но стоило только отойти от центра — и сразу же попадаешь в район, где тротуар вообще не чистят. Красочная рекламная иллюминация в центре города.

Презентация открытия Саппоро-марафона

На следующий день мы пошли за ж/д билетами на суперэкспресс Shinkansen до Токио. Обменные пункты валюты в субботу не работали, и наличные можно было поменять только через банкомат, но я оставил свою банковскую карточку в Москве. Денежный запас у меня закончился, и пришлось взять в долг у своих.

Купили ж/д билеты до Токио и поехали на презентацию открытия 31-го Sapporo International Ski Marathon.

На открытии мы получили свои стартовые номера. Послушали гостей-лыжников из французкой делегации, где Андрей Петров из России встретился с коллегой Петровым из Франции (впервые они встретились на Чешском лыжном марафоне Jizerská). Они поприветствоали всех находившихся там гостей. После был небольшой фуршет.

Лыжи к марафону подготовили сами: использовали утюг, нагретый до нужной температуры (напряжение в Японии 100 вольт).

Саппоро-марафон

Завтрак. До старта добирались на метро. Переоделись в раздевалке «Sapporo Dome».

Старт! На марафонскую дистанцию 50 км FT собралось около 700 лыжников. Трасса была довольно узкая, поэтому местами возникали большие скопления лыжников. Рельеф трассы своеобразный, как на Формуле-1: сплошные повороты без указателей на трассе.

А вот о пунктах питания — это уже отдельная тема: то холодные напитки, то горячие.

Но больше всего поразило, что чипы срабатывали только на старте и финише, а на дистанции стоял судья и переписывал номера проезжающих лыжников. И это в стране передовых электронных технологий! Меня это очень удивило.

После очередного пункта питания в овраге, лыжня на подъем оказалась так разбита, что пришлось заезжать по сыпучему рыхлому снегу. В этот момент меня обошел Андрей Читнев. В моей памяти всплыло, где я мог его видеть. А ведь мы с ним соседи по Москве: летом он занимался в СВАО на стадионе «Свиблово», где я всегда разминаюсь.

Финиш! Медаль, подарок каждому финишеру.

Я переоделся, пообедал рыбным супом, но, к сожалению, ложки не оказалось, пришлось есть палочками. Поставил печать в WL-паспорт. Подождал всех наших в раздевалке, которые закончили марафон. Борисов Валентин весь марафон проехал классическим стилем, на дистанции познакомился лыжником из Швеции и обменялся с ним e-mail после финиша. А вот Андрея Петрова, организаторы сняли с дистанции после контрольной отметки 30 км и привезли на финиш.

После финиша. Переезд в Токио

Все финишировали, теперь можно ехать в гостиницу. Юра с Александром решили отправиться в музей пива «Саппоро биру-эн», кирпичное здание которого передает атмосферу эпохи освоения Хоккайдо. В музее представлена более чем 120-летняя история саппоровского пива и технология его использования. В «Саппоро биру-эн» подают знаменитый «Чингиз-хан».

Мы пошли прогуляться по городу в молл «Саппоро Фактори» в поисках сувениров, но, к сожалению, ничего не нашли. Во время вечерней прогулки по Саппоро пошел сильный снегопад. Нам повезло: хорошо, что это произошло не во время лыжного марафона!

Мне нужно было собираться, ведь с утра мы впятером стартовали в Токио, чтобы успеть к открытию метро и доехать первым поездом до вокзала.

Небольшой отрезок пути проехали на экспрессе «Hokuto» вдоль побережья Тихого океана и сделали первую пересадку в Хакодате. Наш поезд погрузился в тоннель «Сэйкан», который проложена под водой. На информационном табло было показано, что мы проезжаем на глубине. Тоннель Сэйкан — железнодорожный тоннель в Японии, длиной 53,85 км c подводным фрагментом длиной 23,3 км. Тоннель опускается на глубину около 240 метров — на 100 метров ниже уровня морского дна. Он пролегает под Сангарским проливом, соединяя префектуру Аомори на японском острове Хонсю и остров Хоккайдо — как часть линии Кайке железнодорожной компании Хоккайдо. На сегодняшний день он остается самым длинным действующим железнодорожным тоннелем в мире. Далее на экспрессе «Hakucho» до остановки Хатинохе.

Вторая пересадка на суперэкспресс Shinkansen. Вот и пригород Токио. Плотность домов здесь такая, что это сразу бросается в глаза. Около 11 часов в пути — и мы в центре Японии, в Токио. По ж/д билету нам предоставляется возможность войти в метро и проехать несколько станций.

Войдя в метро, мы ознакомились с картой метрополитена и при помощи информационных работников определились с маршрутом до нашей станции. Выйдя из метро, по распечатке из Google мы нашли свою гостиницу «Sun Members».

Разместились в гостинице по номерам, немного перекусили.

Я и Андрей решили прогуляться по Токио в поисках газовых баллонов для горелки. Шел дождь, погода была почти весенняя, снега не было совсем. Наши поиски оказались безуспешными, и мы вернулись в гостиницу.

Восхождение на Фудзияму

Утро. Завтрак. Сбор снаряжения для восхождения на Фудзияму. Погода была весенняя, +8°С. Разделились на две группы и оставили Андрея Петрова со снаряжением. Я с Вячеславом отправился на поиск пункта обмена валюты, а Андрей Читнев и Владимир — за баллонами для горелки.

Придя на вокзал, мы купили билеты на поезд.

Проехав на первом поезде, мы пересели на следующий, оплатили проезд.

Поезд приближался к району горы Фудзи. На одной из станций мы вышли, оттуда открывался прекрасный обзорный вид на гору Фудзи. ФУДЗИЯМА! Она была в снежной шапке. Красота необыкновенная! Приехав на конечную станцию Fuji Subaru Line 5th Station, мы стали узнавать как можно подъехать к подножию (5-й уровень) для восхождения.

По информации от жителей мы узнали, что накануне выпал большой снегопад, и транспорт туда не ходит. Таксисты отказались нас везти: дорога не расчищена. Пообедали в кафе и решили продолжить путь на Фудзияму пешком.

Пройдя небольшое расстояние по автомобильной дороге, мы увидели в асфальте прорези и знак музыкальной ноты. Музыкальная дорога — дорога или часть дороги, которая при езде вызывает тактильную вибрацию и звуковой шум, передаваемый на кузов автомобиля в форме музыкальной мелодии. Дорога была разработана так, чтобы песня звучала правильно только тогда, когда по ней проезжает машина с определенной скоростью, призывая водителей соблюдать скоростной режим (40—50 км/ч).

С наступлением темноты, дойдя до 2-го уровня, мы приняли решение остановиться, сфотографировались у подножия горы Фудзияма и вернулись на станцию. Петров, идущий последним, при встрече с нами рассказал, какие приключения с ним произошли и как его предложили подвезти на Фудзи. А увидев нас спросил: «Мы что — идем обратно?» А мы ответили: «Не той дорогой пошли». Купив на вокзале сувениров, мы сели в поезд и вернулись в Токио в гостиницу.

Вот так прошло наше восхождение на гору Фудзияма.

Токио

Последний день пребывания. Утро я начал с беговой пробежки по городу с фотоаппаратом. В жилом микрорайоне меня удивило близкое расположение домов к проезжей части и отсутствие тротуара. Погода стояла весенняя, +8°С.

Завтрак. Прогулка по Токио. Императорский дворец. Сад Фукиаге. Sony Dome. Центр Токио.

Я с Андреем Читневым остался прогуляться по улицам. Решили зайти в суши-бар, попробовать японскую кухню (суши, роллы, васаби). После поехали в мэрию Токио, где на самом высоком этаже находится смотровая площадка с обзорным видом на город, вход свободный. С высоты город смотрелся со своими высотными небоскребами. Купили сувениры (тарелки, магнитики, открытки).

После пошел в гостиницу собираться и к 12:00 я вынес свои вещи на ресепшен. В разговоре с администратором гостиницы я узнал, что выселение у них выселение в 11:00. Пришлось оплатить дополнительно.

Прогулка по магазинам в поисках подарков Витюше и Светлане. Зашел в один из центральных универмагов, в детском отделе купил для Витюши игровой набор пазлов «Shinkansen» (поезда). В продуктовом отделе — набор суши. На поезде JR Narita Express мы доехали до аэропорта Нарита, прошли регистрацию на рейс и с пересадкой прилетели в Москву, но уже без приключений, как мы летели в Sapporo.

* * *

Желающие могут посмотреть видео об этом путешествии: лыжный марафон в Саппоро, переезд на поездах из Хоккайдо в Хонсю, трекинг к Фудзисан, Императорский дворец в Токио.